МІСІОНЕРСЬКИЙ ВДДІЛ ІПЦ В УКРАЇНІ

Місіонерський Відділ

Місіонерський відділ Українського Екзархату Істинно-Православної Церкви базується на зареєстрованій в 2000-му році, під керівництвом о.Вячеслава Коновалова, теперішнього голови Місіонерського Відділу, місії "Самсон"

четверг, 5 июня 2014 г.

26/8.06.2014 г. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница. 27/9.06. Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная). День Святого Духа. 1/14.06. Отдание праздника Пятидесятницы. Мчч. Иустина Философа и другого Иустина, и с ним Харитона, Хариты, Евеллиста, Иеракса, Пеона и Валериана (166)

26/8.06.2014 г. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница 
Сошествие Святого Духа на апостолов и учеников Христовых в День Пятидесятницы

  •                 Деяния св. Апостолов
  • 1. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 
    2. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 
    3. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 
    4. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 
    5. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 
    6. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 
    7. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 
    8. Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 
    9. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 
    10. Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 
    11. критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 
    12. И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? 
    13. А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. 
    14. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 
    15. они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 
    16. но это есть предреченное пророком Иоилем: 
    17. И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. 
    18. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. 
    19. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. 
    20. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 
    21. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. 
    22. Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 
    23. Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 
    24. но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 
    25. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. 
    26. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 
    27. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. 
    28. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. 
    29. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 
    30. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 
    31. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 
    32. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 
    33. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 
    34. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 
    35. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 
    36. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. 
    37. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 
    38. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. 
    39. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. 
    40. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 
    41. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. 
    42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. 
    43. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. 
    44. Все же верующие были вместе и имели все общее. 
    45. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 
    46. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 
    47. хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. 
    (Деяния св. Апостолов 2,1-47)
27/9.06. Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная). День Святого Духа
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС
УЧЕНИЕ О СВЯТОМ ДУХЕ
Божественное Откровение и наше спасение есть дело всей Святой Троицы, но Бог нам открывается через Сына Божия Иисуса Христа и Святого Духа, и через Них спасает нас. Христос близок нам, как Бог ставший человеком, а Святой Дух также близок нам, так как Он вселяется в нас и соединяет нас со Христом.

1 – Святой Дух в Ветхом Завете.

     В Ветхом Завете Святой Дух проявлялся ипостасно лично, (Быт. 1,1-2), и во Святой Троице (Быт.1,26-27; 18,1-4)). В ветхозаветных книгах Он именуется обычно Духом Божиим. Так говорится о Его действии при сотворении мира (Быт. 1:2) и о Его промыслительном действии как Подателе и Хранителе жизни (Пс. 103,30; 138,7; Иов. 27:3; 33,4 и др.), но иногда и как Карателе, например. Египтян (Исх. 15:10). Имеются в них свидетельства о воздействии Духа Божия на душу человека, которой он сообщает особые знания и вдохновения, делая человека пророком, возвестителем и орудием Божественного промысла. Про таких избранников говорится, что Дух Божий был на них, что они были исполнены Духа Божия, что Он сошел и почил на них (Исх. 313; 1 Цар. 10,10; 19,20; 2 Паралип: 15,1; Неем. 9,20; 9,30). Не раз говорится там о Духе Божием, почивающем на всем избранном народе (Числ. 24,2; Неем. 9,20 и 9,30).
     Сами же пророки провидели в будущем еще более исключительные воздействия Духа на особого Избранника – Мессию. Так, например, Исаия говорит:
     “Произойдет Отрок от корня Иессеева... и почиет на Нем Дух Господень, Дух премудрости и разума. Дух совета и крепости. Дух ведения и благочестия” (Ис.П-,2). Есть и другие пророчества, например: Ис. 42,1 и Ис. 61,1. Предсказывали пророки и особое излияние Духа на избранный народ (например, Иезек. 37,14; 39, 29; Иоиль. 2:28-29). На пророчество Иоиля ссылается Апостол Петр в день сошествия Святого Духа. Есть в Ветхом Завете свидетельства об освящающем действии Святого Духа в душе отдельного человека, например, Пс. 50 и др.

2 – Святой Дух святит Ветхозаветную Церковь.

     Самая святость избранного народа обусловливалась не только тем, что он был хранителем Слова Божия (Закона), но и тем, что Дух Божий был с ним, в его святилище и в его пророках. Все это служило приготовлением к пришествию Спасителя. Дух Божий подготовлял для Него место в мире. Вера в пророков никогда не прекращалась в Израиле. Спаситель Сам свидетельствовал о боговдохновенности Давида (Матф. 12:3-4), а Апостолы — о боговдохновенности пророков вообще. В пророческой среде протекают первые события Нового Завета, также пророками надо назвать Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, Симеона и Анну, Иосифа Обручника и святого Иоанна Предтечу.

3 – Святой Дух в Боговоплощении и Богоявлении.

     При зачатии Господа Святой Дух нисходит на Приснодеву Марию, а при Крещении Спасителя Он является над Ним в виде голубя. В качестве второго Лица Святой Троицы Господь не разлучается со Святым Духом, но со времени Крещения являет эту неразлучность,  Евангелие отмечает моменты водительства Господа Святым Духом (Матф. 12,18; Мр. 1,12; Лук. 4,14; 4,18).

4 – Учение Господа о Святом Духе.

     Начало Своему учению о Святом Духе Господь положил, говоря о Себе, как о Помазаннике, предсказанном Исаией пророком (Лук. 4,18; Ис. 61,1). В беседе с Никодимом Господь раскрыл тайну второго рождения людей от Святого Духа через крещение Им (Иоан. 3,5-6; 3,8-34), а в беседе с Самарянкой (Иоан. 4:13-14) и на празднике Преполовения (Иоан. 7.37-39) тайну новой благодатной жизни в Духе Святом, описывая ее под образом воды живой.
     Господь обещал помощь Святого Духа гонимым за Него (Мр. 13,11; Лк. 12,12) и дарование Святого Духа всем просящим о том” (Лк. 11:13). Свидетельством о Святом Духе, как животворящей силе любви, были все чудеса Господни, а сомнение в том, что они совершаются не силою Святого Духа, Господь назвал хулою, которая не простится (Мф. 12,32; Мр. 3,29).
     Учение Господа о Святом Духе завершается в Его прощальной беседе (Иоан. 14, 15 и 16 главы). В ней Господь уже прямо обещает ниспослать Святого Духа, “Который от Отца исходит”, чтобы Он пребывал в мире. Объясняя, что ниспослание Святого Духа обусловлено Его, Христа, искупительной жертвой, Господь обещает ученикам, что Святой Дух напомнит им все Его слова, научит их всему и будет их руководителем. В этом смысле Святой Дух называется Духом Истины и Духом Христовым. Из той же беседы явствует, что Святой Дух подается только уверовавшим во Христа и стремящимся к единству в любви. Святой Дух объединяет верующих со Христом и между собою, преодолевая все то, что может отлучить людей от Христа и – друг от друга. Поэтому Святой Дух есть “Утешитель”, Он подает радость, которую никто не может отнять.

5 – Сошествие Святого Духа и жизнь Церкви.

     Перед самым вознесением Своим, Господь торжественно подтвердил ученикам, что они будут крещены Духом Святым (Деян. 1:5-8), и это обещание исполнилось, когда в день Пятидесятницы Святой Дух в виде огненных языков сошел на общину верных последователей Христа. С этого началась жизнь Церкви, и книга Деяний Апостольских есть Евангелие о Святом Духе и Церкви.
     Принявшие Святого Духа коренным образом переменились, исполнились мужества и мудрости, обрели знание неведомых им прежде языков и стали ревностными свидетелями Христова Воскресения и Истины. С этого дня все истинные благовестники Христовы живы и движимы единым высшим вдохновением Святого Духа, Который стал Блюстителем Церкви. Из книги Деяний видно, что Он явно дает о Себе знать в молитвенных собраниях Церкви (Деян. 4:31) и каждому проповеднику Слова (Деян. 4,8; 5,32; 7,55 и др.). Как блюститель Церкви, Святой Дух заботится о ее росте, сперва среди иудеев и прозелитов (т. е. язычников, обращенных в иудейскую веру) (Деян. 8,15-17; 26-40; 9,17-18 и 31), устраивая внутреннюю жизнь Церкви так, чтобы ничто не затрудняло проповеди (Деян. 6:2-7), наставляя благовестников (Деян. 13,52; 20,22-23), указывая, куда им идти (Деян. 10:19-20) и куда не надо ходить (Деян. 16:6-7). Святой Дух руководит обращением язычников, например, Корнилия сотника (Деян. 10:1-11,18), и посланничеством Апостолов Павла и Варнавы.
     Святой Дух настолько неотделим от Церкви, что попытка ее обмануть обнаруживается как ложь, сказанная Ему Самому (Деян. 5:3-9). Этот случай (грех и гибель Анания и Сапфиры) свидетельствует о том, что всякая власть в Церкви имеет своим источником Святого Духа, о чем имеются и другие свидетельства (Деян. 20:28).

6 – Действие Святого Духа на человека.

     В апостольских Посланиях яснее раскрывается воздействие Святого Духа на человека в связи с таинственным промышлением Бога Отца и спасительным делом Господа Иисуса Христа: Святой Дух, вместе с Сыном Божиим, усыновляет нас Богу Отцу (Еф. 2:18), делает нас сынами Божиими (Рим. 8:14), в силу того, что Он Сам есть Дух Сына, Дух Христов (Гал. 4,6; Фил. 1,19; Рим. 8,9). Это усыновление делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2Кор. 3:17), а не дух рабства и боязни (2 Тим. 1,7), поэтому дети Божии творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви. Вместе с Господом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху.

7 – Плоды и дары Святого Духа.

     В апостольских посланиях раскрывается также все значение Святого Духа для внутренней жизни отдельного человека и перечисляются Его духовные плоды и дарования. Плоды эти следующие: благость, праведность и истина (Ефес. 5,9); и в другом месте: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал. 5:22-23). Это значит, что принявшие в полноте Святого Духа, не нуждаются уже в руководстве внешних правил, так как Святой Дух Сам наставляет их на всякую правду.
     От плодов Святого Духа надо отличать Его дары, которые суть не благодатные расположения сердца, а виды служения или деятельности человека на благо ближнего и Церкви. Апостол Павел говорит: “дары различны, но Дух один и тот же... Одному дается слово мудрости, другому слово знания тем же Духом,... иному вера... иному дар исцеления... иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (1Кор. 12:1-10). Гармоническое сочетание дарований одних христиан с другими делает Церковь живым организмом, Телом Христовым. К дарам Святого Духа относятся также дарования иерархического служения в Церкви. Но все дарования лишь средства к приобретению больших, а среди них – превосходнейшего, одновременно дара и плода Святого Духа – любви, о которой Апостол Павел говорит, что в сравнении с ней – все ничто, так как, говорит Апостол, даже “если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” (1Кор. 13:3). Вслед за Апостолом Павлом так учат и все Отцы Церкви. В начале 19-го века, может быть самый великий из русских святых, преподобный Серафим Саровский учил, что самая цель христианской жизни есть стяжание Святого Духа, и что все христианские труды и подвиги, как-то: добрые дела, пост, молитва и др. – только средства в отношении этой цели. Объясняя это учение своему ученику Н. Мотовилову, преподобный Серафим преобразился: лицо его просияло как солнце, а затем, помолившись, он дал возможность и своему ученику опытно пережить всю необыкновенную полноту и силу благодатных даяний Святого Духа, а именно – превышающие всякое земное представление – мир, тишину, радость, сладость, тепло, благоухание, свет. Эти проявления Святого Духа нетварны: Святые Отцы их называют Божественными “энергиями”, т. е. проявлением Божественной жизни, которая подается нам от Отца, через Сына, в Духе Святом, и которой мы приобщаемся, принося плоды Духа.
     Хранительницей даров Святого Духа является святая Церковь.
1/14.06. Отдание праздника Пятидесятницы
Корнилий-сотник приветствует апостола Петра
Апостол Петр проповедует в доме  Корнилия всем собравшимся там
Схождение Духа Святого в доме Корнилия на этих уверовавших язычников
  •                     Деяния св. Апостолов
  • 1. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 
  • 2. благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. 
  • 3. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! 
  • 4. Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. 
  • 5. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. 
  • 6. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. 
  • 7. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 
  • 8. и, рассказав им все, послал их в Иоппию. 
  • 9. На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. 
  • 10. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 
  • 11. и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 
  • 12. в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. 
  • 13. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. 
  • 14. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. 
  • 15. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. 
  • 16. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. 
  • 17. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, 
  • 18. и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? 
  • 19. Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; 
  • 20. встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. 
  • 21. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? 
  • 22. Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. 
  • 23. Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. 
  • 24. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. 
  • 25. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. 
  • 26. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. 
  • 27. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. 
  • 28. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. 
  • 29. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? 
  • 30. Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, 
  • 31. и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. 
  • 32. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. 
  • 33. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. 
  • 34. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, 
  • 35. но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. 
  • 36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. 
  • 37. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 
  • 38. как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. 
  • 39. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. 
  • 40. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться 
  • 41. не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. 
  • 42. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. 
  • 43. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. 
  • 44. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. 
  • 45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, 
  • 46. ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 
  • 47. кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? 
  • 48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней. 
  • (Деяния св. Апостолов 10,1-48)
Мчч. Иустина Философа и другого Иустина, и с ним Харитона, Хариты, Евеллиста, Иеракса, Пеона и Валериана (166)
Иустин Философ
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1208.htm  День памяти Июнь 1
Святой мученик Иустин Философ родился в Сихеме - древнем городе Самарии. Родители Иустина, греки, были язычниками. Святой с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины. Он в совершенстве изучил различные направления греческой философии: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников - и убедился, что ни одно из этих языческих учений не открывает пути к познанию Истинного Бога.
Однажды, прогуливаясь в уединенном месте за городом и размышляя о том, где искать путь к познанию Истины, он встретил старца, который в продолжительной беседе раскрыл Иустину сущность христианского учения и посоветовал искать разрешения всех вопросов жизни в книгах Священного Писания. "Но прежде всего - сказал старец, - молись прилежно Богу, чтобы Он открыл тебе двери Света. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает ее каждому, кто ищет Его с молитвою и любовью".
На 30-м году жизни Иустин принял святое Крещение (между 133 и 137 годами). С того времени свои дарования и обширные философские познания святой Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников. Он начал странствовать по Римской империи, всюду сея семена спасительной веры. "Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осужден Богом", - писал он.
Иустин открыл училище, где проповедовал христианскую философию. Святой Иустин последовательно отстаивал истинность и спасительность христианского учения, убедительно опровергая и языческие мудрования (как, например, в споре с философом-киником Крискентом), и еретические извращения христианства (в частности, он выступал против учения Маркиона-гностика).
Около 155 года, когда император Антонин Пий (138 - 161) открыл гонение на христиан, святой Иустин лично подал ему "Апологию" в защиту неповинно осужденных на казнь христиан - Птоломея и Лукия, имя третьего осталось неизвестным. В "Апологии" он доказывал ложность возводимых на христиан обвинений "от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан". "Апология" оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонение. С решением императора святой Иустин отправился в Азию, где особенно сильно преследовали христиан, и сам распространял радостную весть об императорском указе по окрестным городам и странам.
В Ефесе состоялся диспут святого Иустина с раввином Трифоном. Православный философ на основе ветхозаветных пророческих писаний доказывал истину христианского вероучения. Этот спор изложен святым Иустином в сочинении "Разговор с Трифоном-иудеянином".
Вторая "Апология" святого Иустина была обращена к римскому сенату. Написана она была в 161 году, вскоре после вступления на престол Марка Аврелия (161 - 180).
Возвращаясь в Италию, святой Иустин, подобно Апостолам, всюду проповедовал Евангелие и своим Богодухновенным словом многих обращал к христианской вере. Когда святой пришел в Рим, завидовавший ему Крискент, которого Иустин всегда побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Святой Иустин был взят под стражу, подвергнут истязаниям и принял мученическую смерть (+ 166).
Кроме упомянутых творений, святому мученику Иустину Философу принадлежит еще ряд сочинений: "Замечания о душе", "Обличения против эллинов", "Речь против эллинов". Святой Иоанн Дамаскин сохранил значительную часть не дошедшего до нас сочинения святого Иустина "О воскресении". Церковный историк Евсевий свидетельствует, что святым Иустином были написаны книги "Певец", "Обличение всех бывших ересей" и "Против Маркиона".
Мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме. В Русской Церкви память мученика особо прославляется в храмах его имени.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1210.htm
Святые мученики Иустин, Харитон, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан, Иуст и мученица Харита пострадали одновременно со святым Иустином Философом, в 166 году. Они были приведены в Рим и заключены в темницу. Перед судом градоначальника Рустика святые смело исповедали свою веру во Христа. Рустик спросил святого Иустина, действительно ли он думает, что после перенесенных мучений взойдет на небо и получит награду от Бога. Святой Иустин ответил, что не только думает, но достоверно знает и уверен в этом.
Градоначальник предложил всем христианам-узникам принести жертву языческим богам, но получил отказ и вынес смертный приговор. Святые были обезглавлены.