МІСІОНЕРСЬКИЙ ВДДІЛ ІПЦ В УКРАЇНІ

Місіонерський Відділ

Місіонерський відділ Українського Екзархату Істинно-Православної Церкви базується на зареєстрованій в 2000-му році, під керівництвом о.Вячеслава Коновалова, теперішнього голови Місіонерського Відділу, місії "Самсон"

пятница, 6 апреля 2018 г.

26/08.03/04.2018 г. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА. Отдание праздника Благовещения. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (304). 27/09.03/04. Светлая седмица - сплошная. Понедельник Светлой седмицы. Мц. Матроны Солунской. Мчч. Мануила и Феодосия (304). 28/10.03/04. Вторник Светлой седмицы. Прп. Стефана чудотв., исп., игум. Триглийского. 29/11.03/04. Среда Светлой седмицы. Собор преподобных отцев, на Богошественской горе Синай подвизавшихся (переходящее). Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 364). 30/12.03/04. Четверг Светлой седмицы. Прп. Иоанна Лествичника (649). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кесаря и Епафродита (I). 31/13.03/04. Пятница Светлой седмицы. Свт. Ионы, митрополита Киевского (Московского). 01/14.04. Суббота Светлой седмицы. Прп. Марии Египетской. Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830)

26/08.03/04.2018 г. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА
Описание Воскресения Христова согласно 4-х Евангелий 
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. 
И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 
и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? 
И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. 
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. 
Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. 
Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. 
И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. 
Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 
Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 
но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили. 
После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. 
И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. 
Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. 
И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. 
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 
будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
(Евангелие от Марка 16, 1-18)
 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. 
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 
вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 
устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 
Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 
Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 
и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. 
И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. 
Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. 
Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. 
Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. 
И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 
и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 
и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. 
Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня. 
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 
и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. 
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Евангелие от Матфея 28-я глава)
В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. 
Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. 
Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. 
Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. 
И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 
Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 
и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. 
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. 
Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. 
Итак ученики опять возвратились к себе. 
А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 
и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. 
И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. 
Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. 
Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. 
Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! 
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. 
Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. 
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 
Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. 
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
(Евангелие от Иоанна 20, 1-25)

В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 
но нашли камень отваленным от гроба. 
И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. 
Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. 
И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? 
Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 
сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. 
И вспомнили они слова Его; 
и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. 
То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. 
И показались им слова их пустыми, и не поверили им. 
Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. 
В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; 
и разговаривали между собою о всех сих событиях. 
И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. 
Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. 
Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? 
Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? 
И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 
как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. 
А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. 
Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 
и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. 
И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. 
Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 
Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? 
И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. 
И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. 
Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. 
И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. 
Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. 
И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? 
И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 
которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. 
И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. 
Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. 
Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. 
Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? 
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 
И, сказав это, показал им руки и ноги. 
Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? 
Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. 
И, взяв, ел пред ними. 
И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. 
Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. 
И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 
и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 
Вы же свидетели сему. 
И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
(Евангелие от Луки 24, 1-49)
Отдание праздника Благовещения. Собор Архангела Гавриила
Архангел Гавриил
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6515.htm  Дни памяти Март 26,  Июль 13,  Ноябрь 8
На следующий день после праздника Благовещения совершается память — «собор» (собственно, молитвенное собрание) в честь ангела Гавриила, принесшего Деве Марии весть о рождении от Нее Спасителя мира.
Архангел Гавриил — это один из семи главных ангелов, которые, согласно книге Товита, «приносят молитвы святых и входят пред славу Святого» (Тов. 12, 15). Имя Гавриил означает на еврейском языке «сила Божия».
Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как Небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого.
Так, архангел Гавриил несколько раз являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Мессии, гонений антихриста и конца мира (Дан. 8, 16, 9-21). Перед пришествием Сына Божия в мир архангел Гавриил явился в храме старцу Захарии и сообщил ему о чудесном зачатии Предтечи.
Через шесть месяцев он явился в Назарете Деве Марии с вестью об избрании Ее быть Матерью Христа Спасителя (Лк. 1).
По мнению некоторых отцов Церкви, архангел Гавриил послан был для подкрепления Спасителя во время молитвы в Гефсиманском саду и потом для того, чтобы возвестить Богоматери день Ее Успения. Вот почему в богослужебных книгах Церковь именует архангела Гавриила «служителем чудесе».
Но являясь Божиим вестником важнейших ветхозаветных и ново-заветных событий, архангел Гавриил, следовательно, должен быть особенно близок к Богу. На иконах архангел Гавриил изображается иногда с райской ветвью (белой лилией) в руке, которую по преданию он принес Деве Марии в день Благовещения.
Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (304)
http://days.pravoslavie.ru/Life/life711.htm   Дни памяти Март 26,  Август 30 (Серб.)
Священномученик Ириней пострадал во время гонения на христиан при римских императорах Диоклитиане  и Максимиане (284 - 305).
Он был пресвитером, вместе с женой воспитывал детей в христианском благочестии и пользовался большим уважением за свою образованность и строгий образ жизни.
Позже он был поставлен епископом в город Сирмий в Паннонии (современная Венгрия). За горячую проповедь Христовой веры он был схвачен и предстал перед правителем Пробом. За отказ отречься от Христа и принести жертву языческим богам святого предали на мучения. Очевидцами истязаний были родители, родственники и друзья святителя, которые пытались уговорить его покориться, но мученик оставался непреклонен. После жестоких мучений святой исповедник долго находился в темнице. Проб пытался сломить волю мученика, уговаривая его пощадить свою жизнь ради сыновей. Но мученик ответил: "Сыновья мои веруют в Бога, Который позаботится о них, меня же ничто не заставит отречься от моего Христа". Правитель приказал бросить святого в реку. Мученика привели на мост через реку Саву, где он, став на колени, в последний раз обратился с молитвой к Господу о пастве Сирмийской Церкви. После молитвы священномученика Иринея обезглавили, а тело бросили в реку.
27/09.03/04. Светлая седмица - сплошная. Понедельник Светлой седмицы. Мц. Матроны Солунской
 http://days.pravoslavie.ru/Life/life716.htm   День памяти Март 27
Святая мученица Матрона Солунская пострадала в III или IV веке. Она была рабыней иудейки Павтилы, жены одного из солунских военачальников. Павтила принуждала свою рабыню к отступничеству и обращению в иудейство, но святая Матрона, с юных лет познавшая веру Христову, еще тверже веровала в Христа и тайно от злобной госпожи ходила в церковь.
Однажды Павтила, узнав, что блаженная Матрона была в церкви, с гневом спросила: "Почему ты не пошла в нашу синагогу, а ходила в церковь христианскую?" Святая Матрона смело ответила: "Потому что в христианской церкви присутствует Бог, а от синагоги иудейской Он отступил". Павтила пришла в ярость и без пощады избивала святую Матрону, а затем, связав, заперла ее в темной каморке. Утром Павтила обнаружила, что святая Матрона неведомой Силой освобождена от уз. В гневе Павтила избила мученицу почти до смерти, потом еще крепче связала ее и заключила в той же каморке, запечатав двери, чтобы страдалице никто не смог помочь. В течение четырех дней святая мученица пребывала без воды и пищи, а когда Павтила открыла дверь, вновь увидела святую Матрону разрешенной от уз и стоящей на молитве. В страшной ярости Павтила стала бить святую мученицу толстыми палками и, когда святая уже едва дышала, жестокая иудейка закрыла ее в том же помещении, где мученица Матрона и предала дух свой Богу.
Тело святой мученицы по распоряжению Павтилы было сброшено с городской стены. Христиане подняли многострадальное тело святой мученицы Матроны и с честью предали погребению. Впоследствии Александр, епископ Солунский, построил церковь во имя святой мученицы Матроны, в которой находились ее святые мощи, прославившиеся чудотворениями.
Мучительницу Павтилу вскоре постиг суд Божий. На том месте, где было сброшено с высокой стены тело святой Матроны, она сама оступилась, упала и разбилась, получив заслуженное возмездие.
Мчч. Мануила и Феодосия (304)
http://days.pravoslavie.ru/Life/life717.htm   День памяти Март 27
Святые мученики Мануил и Феодосий пострадали за веру во Христа в 304 году в Сирмии. Видя, как язычники ежедневно предавали смерти христиан, они уверовали во Христа и решили пострадать за свою веру. Перед правителем они смело исповедали себя христианами. Правитель и окружавшие его удивились их мужеству. По приказу правителя святых Мануила и Феодосия заключили в темницу и велели страже строго охранять их. Через несколько дней правитель приказал привести из темницы святых и стал их убеждать отречься от Христа и принести жертву идолам. Однако святые мученики были тверды в исповедании. Тогда правитель приказал подвесить святых Мануила и Феодосия на дереве и строгать их тела острыми железными крюками, после чего мучеников положили на отточенные трезубцы и, наконец, обезглавили.
28/10.03/04. Вторник Светлой седмицы. Прп. Стефана чудотв., исп., игум. Триглийского
Прп. Стефан Триглийский
http://days.pravoslavie.ru/Life/life723.htm  День памяти: 28 марта
Преподобный Стефан Исповедник, игумен Триглийский, пострадал при императоре-иконоборце Льве Армянине (813 - 820). С самой юности святой подвижник посвятил свою жизнь Богу и принял монашеский постриг, а потом стал настоятелем Триглийского монастыря, близ Константинополя. Когда началось гонение на святые иконы, святой игумен был вызван на допрос, где его принуждали подписать отречение от иконопочитания. Преподобный Стефан решительно отказался изменить Православию и смело обвинил императора в нечестии. Святого подвергли страшным мукам, после которых, в 815 году, сослали в заточение. Истощенный, больной и исстрадавшийся святой исповедник Стефан вскоре скончался в темнице.
29/11.03/04. Среда Светлой седмицы. Собор преподобных отцев, на Богошественской горе Синай подвизавшихся (переходящее)
http://www.clir.ru/blogs/zhizn-svjatyh/sreda-svetloi-sedmicy-sobor-prepodobnyh-na-bogoshestvenoi-gore-sinai-podvizavshihsja.html  День празднования 15 апреля 
Собор Синайских преподобных:
Аарон, 1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея Боговидца: †XVI до Р. Х.; Ил. 20 || Св. отец; Св. праотец
Адам Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Акакий Синайский, прп. ("Лествица" 4, 110): †1-я пол. VI; Ил. 7; Н. 29 || Всех прп.
Александр Синайский, прп.: †?; Ап. 21
Анастасий I Синаит, Антиохийский, патриарх: †599; Ап. 20
Анастасий Синайский, игумен: †695; Ап. 20
Андрей Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Вениамин Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Галактион Емесский (Финикийский), мч.: †253; Н. 5
Геласий Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Георгий Арселаит, Синайский, игумен, брат прп. Иоанна Лествичника: †нач. VII; Мр. 10
Георгий Синаит, игумен: †VI; Мр. 11
Григорий Синаит, прп.: †1310 (1346); Ав. 8 || Афон.
Домн Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Дула Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Евсевий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Екатерина Александрийская, дева, вмц.: †305-313; 24 Н.
Елена равноапостольная, Константинопольская, царица, мать св. Константина Великого: †326-330; Мр. 6; М. 21
Елисей пророк, ученик и преемник прор. Илии: †IХ в. до Р. Х.; Ин. 14
Епистимия (Епистима) Емесская (Финикийская), мц., супруга мч. Галактиона Емесского: †253; Н. 5
Зинон Скитский, прп., чудотворец, ученик прп. Сильвана Скитского: †IV; Ин. 19 || Всех прп.
Зосима Синайский, прп.: †?; Ян. 24
Иеремия Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Иисус Навин, праотец, преемник Моисея Боговидца: †XVI до Р. Х.; С. 1 || Св. отец; Св. праотец
Илия Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Илия Фесвитянин, Пророк: †IX до Р. Х.; Ил. 20 || Св. отец; Св. праотец
Иоанн Лествичник, Синайский, игумен: †606 (649); Мр. 30; 4-я Неделя Великого поста
Иоанн Раифский, прп.: †VI; ||Всех прп.
Иоанн Синайский, еп., сщмч.: †1091; Ф. 12
Иосиф Аналитин, Раифский, прп.: †до 312; Ян. 14
Ипатий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Исаак Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Исаия Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Иулиан Персиянин, пустынник: †после 362; Окт. 18
Иустиниан I Управда, Византийский, император: †565; Н. 14
Макарий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Мариам, сестра пророка Моисея: †XVI до Р. Х.; || Св. отец; Св. праотец
Марк Синайский, Египетский, Подвижник, Постник, ученик прп. Сильвана Скитского, писатель жизни пустынников: †IV; Окт. 7 || Всех прп.
Марк Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Матой (Далматой) Келлийский (Раифский), иером.: †1-я пол. VI; || Всех прп.
Мегефий Раифский, прп.: †V; Ян. 14
Мина Синайский, прп.: †VI; Ян. 5
Моисей Боговидец, пророк: †1531 до Р. Х.; С. 4 || Св. отец; Св. праотец
Моисей Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Моисей Синайский, прмч. (другой), ученик прмч. Моисея Синайского: †ок. 312; Ян. 14
Никон Синайский, прп.: †нач. VI; || Всех прп.
Нил Постник, Синайский, отшельник, пресвитер, ученик свт. Иоанна Златоуста: †450-456; Ян. 14; Н. 12 || Всех прп.
Нисферой, прп., ученик прп. Антония Великого: †IV; || Всех прп.
Орион Синайский, прп.: †VI; Ян. 14
Павел Синайский, игумен, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Петр Пионитский, Раифский, прп.: †V; Ян. 14
Прокл Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Савва Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Сергий Синайский, отрок, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Феодул Синайский, иером., прмч.: †V; Ян. 14
Феодул Синайский, иером., сын прп. Нила Постника: †V; Ян. 14 || Всех прп.
Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 364)
Священномученики Марк и Кирилл Арефусийские
http://days.pravoslavie.ru/Life/life729.htm   День памяти Март 29
Священномученик Марк, епископ Арефусийский, пострадал за веру во Христа при императоре Юлиане Отступнике (361 - 363). По указанию равноапостольного императора Константина Великого (память 21 мая) он разрушил идольское капище. Когда вступивший на престол Юлиан начал преследовать христиан и возрождать язычество, враги решили отомстить святому Марку. Старый епископ сначала удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, он добровольно предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств святой старец был проведен через весь город и предан на истязания. Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болото, подвешивали связанного и резали ножами. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали всё новые и новые муки, сжимали старцу в тисках ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело святого мученика медом и жиром, в жаркий полдень подвесили его в корзине в добычу пчелам. Но святей старец словно не замечал боли, и это еще больше раздражало мучителей. Жители города Арефусии, видя несокрушимую твердость святителя, отпустили его на свободу. Позже многие из них под влиянием его бесед обратились ко Христу. О страданиях святого Марка повествует святитель Григорий Богослов (память 25 января) в Первом слове на Юлиана.
Блаженный Феодорит рассказывает о святом мученике диаконе Кирилле, который в царствование равноапостольного Константина Великого уничтожил много идолов в городе Илиополе. За это он был убит при Юлиане Отступнике. Язычники рассекли его тело и, как дикие звери, кусали его, за что Господь покарал мучителей слепотой, язвами и другими страшными болезнями.
В это же время в палестинских городах Аскалоне и Газе язычники замучили многих христиан - священников, а также жен и дев, посвятивших себя Богу. Мучители рассекали их тела, обсыпали ячменем и бросали на растерзание свиньям. За страшные мучения святые мученики получили победные венцы в Царствии Небесном, а мучители праведное воздаяние - вечную муку в аду.
30/12.03/04. Четверг Светлой седмицы. Прп. Иоанна Лествичника (649)
 http://days.pravoslavie.ru/Life/life736.htm  Дни памяти Март 5,  Март 30
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.
О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта  и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал..."
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но - умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. "Я не постился чрезмерно, - говорит он сам о себе, - и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня". Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверж-дену, которая желающих возводит до Небесных врат..." Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни - преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие - ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства.
Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают".
Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.
Степени "Лествицы" - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12).
Апп. Сосфена, Аполлоса, Кесаря и Епафродита (I)
 http://days.pravoslavie.ru/Life/life735.htm   Дни памяти Январь 4 (70 ап.),  Март 30,  Сентябрь 10,  Октябрь 31,  Декабрь 8
Апостол Сосфен до своего обращения был начальником коринфской синагоги.Апостол Павел обратил его в христианство и сделал помощником в своих трудах. Обращаясь к Коринфской Церкви, апостол Павел приветствует ее от лица обоих: "Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат..." (1 Кор. 1, 1). Позже святой апостол Сосфен был поставлен епископом в Колофоне (Малая Азия).
О святом апостоле Аполлосе в Деяниях святых Апостолов сообщается следующее: "Некто иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господия и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братья послали к тамошним ученикам, располагая их принять его: и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос" (Деян. 18, 24 - 28). Святой Аполлос много помогал апостолу Павлу. Апостол Павел так говорит о распространении христианства у коринфян: "Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог" (1 Кор. 3, 6). Позже святой Аполлос был епископом в Смирне (Малая Азия).
Святой апостол Епафродит был сподвижником апостола Павла, который, посылая его к филиппийским христианам, так говорит о его самоотверженном труде на ниве Христовой: "...я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей... он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали... Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне" (Флп. 2, 25 - 30). Святой Епафродит был епископом в Адриании (Италия).
31/13.03/04. Пятница Светлой седмицы. Свт. Ионы, митрополита Киевского (Московского)
Святитель Иона, митрополит Киевский
http://days.pravoslavie.ru/Life/life751.htm   Дни памяти Март 31,  Май 27 (перенесение мощей),  Июнь 15,  Октябрь 5 (Моск. Свт.)
Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. Отца будущего Святителя звали Феодором. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. Однажды святитель Фотий, митрополит Московский (память 27 мая и 2 июля), посетил Симонов монастырь и, после молебна, преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.
Предсказание Святителя исполнилось. Через несколько лет святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома.
В 1431 году скончался святитель Фотий. Через пять лет после его смерти за добродетельную и святую жизнь митрополитом Всероссийским был избран святитель Иона. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416 - 1439) в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию, то оказалось, что незадолго до того зломудренный Исидор, по происхождению болгарин, уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим (где умер в 1462 году). На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445 - 1450) впервые совершено русскими архиереями в Москве. 15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов.
За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: "Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан". Смиренный Антоний ответил: "Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами". Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.
Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.
Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При гробе Святителя стали совершаться многочисленные исцеления.
В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля (празднование перенесения святых мощей совершается 27 мая). Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в соборе других Московских Святителей, 5 октября.
01/14.04. Суббота Светлой седмицы. Прп. Марии Египетской
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6720.htm  Дни памяти Март 12,  Апрель 1
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоедини-лась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз — идущей через реку Иордан, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния
Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830)
https://days.pravoslavie.ru/Life/life759.htm   Дни памяти: 1 апреля18 августа
Преподобный Макарий, игумен Пеликитской обители, родился в Царьграде. Еще в отрочестве он лишился родителей. Святой с усердием читал Слово Божие и настолько проникся им, что решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Он поступил в Пеликитскую обитель в Вифинии, где в то время игуменом был прославленный подвижник преподобный Иларион (+ ок. 754, память 28 марта). После смерти настоятеля преподобный Макарий был единодушно избран братией игуменом. В царствование византийских императоров Льва V Армянина (813 - 820) и Михаила II Косноязычного (820 - 829) преподобный Макарий пострадал как исповедник за почитание святых икон. Он был сослан на остров Афусию, где и скончался около 830 года.