МІСІОНЕРСЬКИЙ ВДДІЛ ІПЦ В УКРАЇНІ

Місіонерський Відділ

Місіонерський відділ Українського Екзархату Істинно-Православної Церкви базується на зареєстрованій в 2000-му році, під керівництвом о.Вячеслава Коновалова, теперішнього голови Місіонерського Відділу, місії "Самсон"

пятница, 22 декабря 2017 г.

11/24.12.2017 г. Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. Преставление Кукши Одесского (1964). 12/25.12. Седмица 30-я по Пятидесятнице. Свт Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца (ок. 348). 13/26.12. Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305). 14/27.12. Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника (249-251). 15/28.12. Сщмч. Елевферия, и матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (II). Собор Кольских святых. Собор Крымских святых. 16/29.12. Прор. Аггея (500 г. до Р. Х.). Мч. Марина (III). 17/30.12. Прор. Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р. Х.)

11/24.12.2017 г. Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец
Святые праотцы
 http://days.pravoslavie.ru/Images/ii14389&3938.htm    День памяти Декабрь 15
Преставление Кукши Одесского (1964)
Преподобный Кукша Одесский
http://drevo-info.ru/articles/13299.html   День памяти 16 сентября 
Кукша Новый (Величко) (1875 - 1964), схиигуменпреподобный, Одесский чудотворец
Память 16 сентября в день обретения мощей (Укр.), 11 декабря в день кончины (Укр.), в Соборах Новомучеников и исповедников РоссийскихГалицкихКиевских и Одесских святых
В миру Величко Косьма Кириллович, родился 12 января 1875 года в селе Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии у благочестивых родителей Кирилла и Харитины, и наречен был во святом крещении Косьмою. Мать Косьмы Харитина в своей юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Харитина молилась Богу, чтобы хоть один из ее чад сподобился подвизаться в иноческом чине. Косьма с малых лет возлюбил молитву и уединение. Еще с юности у преподобного было сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. За это враг спасения человеческого всю жизнь ополчался на него. Известно следующее событие отроческих его лет. У Косьмы был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь».

В Святой Земле и на Афоне

В 1895 году Косьма отправился с паломниками во Святую Землю. Прожив в Иерусалиме полгода осмотрев в Палестине все святые места, Косьма на об ратном пути посетил Святую гору Афон. Здесь oн особенно воспылал желанием подвизаться в монашестве. Однако прежде нужно было вернуться домой и получить благословение родителей. Мать с радостью и благодарением Богу воспринялa решение сына, отца же пришлось долго уговаривать слезно умолять, прежде чем он отпустил сына. Напутствуя в дорогу, мать благословила Косьму Казанской иконой Божией Матери с которой преподобный не расставался всю свою жизнь, и которая положена была ему во гроб после кончины.
В 1896 году Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Ревностно исполнял возложенное на него настоятелем монастыря послушание просфорника.
В 1897 году мать Косьмы Харитина направлялась в паломничество во Святую Землю. Когда корабль с путешественниками сделал остановку у берегов Афона Харитина письменно просила настоятеля монастыря благословить посетить Святую Землю и Косьме. Благословение было получено — так родительница еще раз увидела сына. В Иерусалиме с Комсьмою произошло два события, которые предзнаменовали служение преподобного: когда путешествующие были у Силоамской купели Косьму толкнули и он упал в воду, а когда паломники были в храме Воскресения Христова на него опрокинулась средняя лампада горевшая при Гробе Господнем и вылился весь елей [1].
Через год Косьма был направлен на полтора года нести в порядке очередности послушание у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную для паломников, где подвизался 11 лет. Прилежно исполняя это послушание столь долгое время, Косьма стяжал благодушное терпение и истинное смирение. Вскоре послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года — в монашество, и наречен Ксенофонтом.
В 1912-1913 годах на Афонской горе возникла на самое короткое время имяславническая смута. Отец Ксенофонт никакого отношения к этому учению не имел, но греческие власти, боясь распространения смуты, потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и его.

В Киево-Печерской Лавре

В 1913 году монах Ксенофонт стал насельником Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры.
Во время Первой Мировой войны вместе с другими монахами он был направлен на нелегкое послушание брата милосердия в санитарный поезд, ходивший по линии Киев -Львов. В это время проявились в нем редкие душевные качества и добродетели: терпение, сострадание и любовь в служении тяжелобольным и раненым.
По возвращении в Лавру отец Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах: заправлял и зажигал лампады над святыми мощами, переоблачал святые мощи, следил за чистотой и порядком. Очень хотел принять схиму, но ему отказывали из-за молодости.
В 56 лет он неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. Решено было немедленно постричь умирающего в схиму, что было совершено 8 апреля 1931 года с наречением Кукшей, по имени священномученика Кукши, чьи мощи покоятся в Ближних Пещерах. После пострига отец Кукша стал поправляться и вскоре совсем выздоровел. 3 апреля 1934 года отец Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая того же года —иеромонаха.
После закрытия Киево-Печерской Лавры служил до 1938 года в Киеве в церкви на Воскресенской Слободке.
В 1938 году был арестован и приговорен к 5 годам лагерей в городе Вильма Молотовской области, на изнурительных лесоповалочных работах, а после отбытия этого срока — к 3 годам ссылки в Соликамской области, в деревне близ города Кунгура. Взяв благословение у епископа в Соликамске, он часто совершал богослужение в соседнем селе.
По окончании срока ссылки в 1947 году возвратился насельником в Киево-Печерскую Лавру, где нес послушание свечника в Ближних Пещерах. С этих лет все больше людей стремятся у него исповедаться и получить душеспасительные советы и назидание. Это не осталось без внимания властей, и в 1951 [2] году отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру.

Духовничество в южных обителях

В Почаеве люди стремились к старцу как и прежде - сотнями стояли к нему в очереди на исповедь. О всенародной любви к старцу можно судить и по следующему событию. Отец Кукша, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: «Собирайся, отец, домой», — т.е. умирать — и ушел. Через неделю игумен опять пришел к отцу Кукше, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»
В конце апреля 1957 года, после двухмесячного пребывания в затворе, которое священноначалие определило ему «для совершенствования аскетической жизни и несения высшего схимнического подвига», старца на Страстной седмице Великого поста переводят в Крещатицкий Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии. Приход старца Кукши в эту обитель был для нее благотворным — ожила духовная жизнь братии, в обитель потянулись богомольцы, их дарами монастырь смог воздвигнуть новые постройки. Сам преподобный, несмотря на старческую слабость, чувствовал здесь себя хорошо, часто повторял: «Здесь я дома, здесь я на Афоне!»
Но к концу жизни старец снова претерпел много скорбей и преследований от богоборческой власти. В 1960 году, на новом витке антицерковной компании в СССР, был закрыт Черновицкий женский монастырь, его монахини переведены в Крещатицкий, а монахи из Крещатицкого - в Почаевскую Лавру. При этом отца Кукшу перевели в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь.
В Успенской обители отцу Кукше определено было послушание исповедывать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время совершения проскомидии.
Несмотря на запрет властей посещать святого старца, люди и здесь не лишились его духовного окормления. Отца Кукшу очень любил патриарх Московский и Всея Руси Алексий I, который приезжал в Одесский монастырь каждый год летом. Патриарх всегда приглашал благодатного старца «на чашку чая», любил беседовать с ним, спрашивал, как было в Иерусалиме и на Афоне прежние времена.
Блаженный подвижник предвидел свою кончину. Духовная дочь старца схимонахиня А. вспоминает:
"Батюшка иногда говорил: “90 лет — Кукши нет. Хоронить-то как будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают”. И действительно, его слова исполнились в точности. Он упокоился в 2 часа ночи, а в 2 часа пополудни этого же дня над могильным холмиком возвышался уже крест. Скончался, когда ему было около 90 лет".
Прослужив в монастырях 70 лет, преподобный Кукша скончался 24 декабря 1964 года.
Власти, боясь большого стечения народа, препятствовали тому, чтобы батюшку погребли в монастыре, а требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: "У монаха родина - монастырь". Власти дали срок на погребение 2 часа.

Мощи и почитание

Почитание преподобного Кукши началось сразу после его кончины. Народ шел на его могилу на братском монастырском кладбище, просил святого угодника и по его молитвам получал облегчение в скорбях и болезнях.
В 1994 году были обретены его святые мощи и схиигумен Кукша был причислен к лику святых в чине преподобных Украинской Православной Церковью. На монастырском кладбище на месте захоронения святого лежит мраморная плита с надписью "Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский", в то время как святые мощи его находятся в Успенском храме Одесского монастыря.
19 октября 2009 г. митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил освящение нижнего храма в честь преподобного Кукши Одесского в новопостроенном соборе в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенном на территории Свято-Успенского Одесского мужского монастыря.
12/25.12. Седмица 30-я по Пятидесятнице. Свт Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца (ок. 348)
Святитель  Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3106.htm   День памяти Декабрь 12
Святитель Спиридон Тримифунтскии родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306 - 337), его хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора.  На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: "Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно". В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал:
"Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог". На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. "Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, - сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино".
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди - вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыхаиной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери. Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: "Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу". Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив "Мир всем", он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся "великое множество голосов, возглашающих: "И духови твоему". Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектений невидимый хор пел "Господи, помилуй". Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение всё более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление".
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона Патриарху Аврааму  в добродетели гостеприимства. "Надобно знать и то, как он принимал странников", - писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей "Церковной истории" удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: "Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть". Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель "вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи". Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, "убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, - тот прибавил: "Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: "Вся чиста чистым" (Тит. 1,15)".
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. "Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: пусть же не напрасно вы бодрствовали".
Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии,  ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь: "Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада, бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси".
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии Патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил Патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (+ ок. 348).
В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме).
13/26.12. Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305)
Севастийские мученики: Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3111.htm   День памяти Декабрь 13
Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284 - 305) в Севастии, в Армении. В числе первых христиан, принявших тогда мучения, был пресвитер Аравийской церкви мученик Авксентий, заключенный в темницу. Видя непоколебимость христиан, градоправитель Саталиона, благородный военачальник святой Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание веры, за что был подвергнут пыткам: его избивали, надевали на ноги железные сапоги, жгли огнем. После этих жестоких мучений его сожгли, а мученика Авксентия обезглавили. Увидев их мученическую смерть, святой Мардарий, который был из простого народа, также исповедал свою веру и был повешен вниз головой. Перед кончиной он произнес молитву: "Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю...", которая читается в конце 3-го часа и на полунощнице. Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечом. Молодой воин святой Орест исповедал себя христианином и за это предстал перед судом. Он был приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел укрепляемый молитвой святого Евстратия. Предсмертная молитва святого Евстратия ("Величая, величаю Тя, Господи...") читается на субботней полунощнице. Мученик Евстратий скончался 13 декабря.
14/27.12. Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника (249-251)
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3116.htm   Дни памяти Август 17,  Декабрь 14
Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник пострадали за Христа при императоре Декии (249 - 251) в Кесарии Вифинской. Святой Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан, после истязаний был усечен мечом. Святой Фирс, приговоренный к жесточайшим пыткам и истязаниям, перенес их невредимо и Божиим изволением мирно скончался. Языческий жрец Каллиник, видя мужество и чудеса святого Фирса, уверовал во Христа и смело исповедал истинную веру, за что и был усечён мечом.
15/28.12. Сщмч. Елевферия, и матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (II)
Священномученик Елевферий
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3121.htm  \ День памяти Декабрь 15
Святой Елевферий, сын знатного римского гражданина, был воспитан в христианском благочестии своей матерью. Добродетели его были столь высоки, что 20-ти лет от роду он уже был поставлен епископом Иллирийским. При императоре Адриане (II в.) святой Елевферий за смелую проповедь о Христе после мучений был обезглавлен в Риме вместе со своей матерью святой Анфией. Епарх Корив, мучивший святого Елевферия, сам уверовал во Христа и также был казнен.
Собор Кольских святых
Собор Кольских святых
http://drevo-info.ru/articles/19326.html   День празднования 15 декабря 
Установлен 28 ноября 2003 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. День празднования был приурочен к дню памяти прп. Трифона Печенгского.
В Собор Кольских святых входят:
Собор Крымских святых
Собор Крымских святых
http://drevo-info.ru/articles/19328.html   День празднования 15 декабря 
Установлен 10 марта 1988 года по инициативе архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова) и по благословению патриарха Московского и всея РусиПимена. День празднования был приурочен к дню памяти свт. Стефана, архиеп. Сурожского.
В Собор Крымских святых входят:
16/29.12. Прор. Аггея (500 г. до Р. Х.)
Пророк Аггей
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3130.htm   День памяти Декабрь 16
Святой пророк Аггей - десятый из 12 малых пророков. Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе (за 500 лет до Р.Х.). По возвращении иудеев из Вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит "Слову Безначальному в последних временах явитися".
Мч. Марина (III)
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3131.htm   День памяти Декабрь 16
Мученик Марин пострадал в Риме около 283 г. (по другим данным в 217 - 218 г.). Отказавшись принести жертву идолам, святой Марин был после жестоких мучений обезглавлен.
17/30.12. Прор. Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р. Х.)
Пророк Даниил
За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.
 Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 - 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ("Мене, Такел, Фарес"), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно". Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: "Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие" (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.
При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства - Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 - 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 - 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария - царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.